С детства воспитанная в семье верующих, я в юности думала, что человек, регулярно посещающий церковь и, тем более, покаявшийся на коленях, со слезами на глазах и носовым платочком в руках, однозначно верующий, раз и навсегда. Он достоин полного доверия и готов нести любую ответственность. Так наивно думают молодые люди, не имеющие достаточного жизненного опыта.
С другой стороны, еще маленькой девочкой я видела неподдельную радость окружающих, восторженное приветствие обращенного, незабываемые слова гимна: "Пастырь добрый ищет бедную овцу..." И тогда, и теперь прерывается любое служение, любая проповедь, любое исполнение гимна, стоит кому-то сделать лишь шаг к кафедре. Это действительно радость и на небе, и на земле!
Однако какое бы хорошее ни было начало следования за Христом, все же конец пути человека является определяющим: "Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца..." (Евр. 3:14). И каждый из нас наверняка является грустным свидетелем того, сколько славных покаяний бесславно растворилось во времени вместе с теми, кто их произносил на коленях, со слезами на глазах и носовым платочком в руках.
Несколько лет назад целый номер нашего журнала был посвящен отпавшим, упавшим, сбежавшим и прочим... И сколько уже об этом сказано, и сколько еще будет сказано об этом, но сердце болит, и душа не находит покоя.
* * *
Страшно говорить с человеком, знающем истину, но не живущему по ней. Такой человек пугает своими знаниями. Он знает все, что вы можете ему сказать. И отвечает: "А может быть, мы все не так понимаем?" Он не отвергает Божьих слов, даже не ставит их под сомнение, но внушает сомнение в наше правильное понимание, научение, восприятие. Кстати, так рождаются ереси.
Все мы многократно слышали, что живем в эпоху постмодернизма. Этот модный термин обозначает идеологию, заключающуюся в том, что нет абсолютных истин, каждый имеет право на свою точку зрения, которая и будет для него истиной.
Первым постмодернистом был дьявол. Его ключевые слова: "Подлинно ли сказал Бог?" (Быт. 3:1) создали иную точку отсчета, разрушив в сознании человека абсолют. Другими словами, стало возможным смотреть на ситуацию с другой стороны, под другим углом. А отсутствие абсолюта, реальной точки отсчета, породило хаос.
Действительно, может быть, слова о том, что прелюбодеи, убийцы, пьяницы и иже с ними Царства Божьего не наследуют, понимаются нами не совсем так? Может, все-таки иногда наследуют? Ну, в каких-то исключительных, особых обстоятельствах. Поэтому можно и прелюбодействовать, и красть, и пить, и даже убивать по чуть-чуть, понемножку (если помнить, например, что словом можно убить: "Смерть и жизнь — во власти языка", (Притч. 18:21).
"Я знаю, что Бог со мной, Он у меня внутри" — высокомерные слова знающего истину грешника, готового за любое ваше возражение предъявить целый список претензий к верующим.
Кто ж спорит, конечно, бог внутри. Вот только бог ли это Библии?
* * *
Ладно, взрослый человек сам мечется в поисках смысла жизни: уходит, приходит, падает (или не падает), поднимается (или не поднимается). Все намного сложнее и страшнее с детьми. Известно: что заложено в детстве, заложено на всю жизнь. И если даже кажется, что выросший ребенок строит свою жизнь на принципах полностью противоположных тем, на которых его воспитывали, это не так. Он строит свою жизнь на фундаменте детства. А вот отчего стены такие кривые выходят — другой вопрос.
Дети, воспитанные в христианских семьях, впитавшие субкультуру верующих, но не рожденные свыше, становятся неоязычниками. Все внешние ритуалы, обряды и традиции они воспринимают как обереги. Даже если они этого не осознают и так не называют. Но твердо знают: приду на богослужение, родители будут рады, Господь тоже останется доволен.
К сожалению, не один раз приходилось наблюдать такие картины.
Взрослые дети верующих родителей ушли не только в самостоятельную жизнь, но ушли и из церкви. Кто-то каялся, кто-то даже принимал крещение. Но живут совершенно не по тем правилам, о которых говорит Слово. Мужья и жены, дети и бизнес — все своим чередом и круговертью. Конечно, случаются болезни, скорби, проблемы. И тогда они приходят в церковь и каются, ходят на богослужения. Сначала каждое воскресенье, потом через одно, потом через два...
К горькому сожалению, часто бывает так: что крещение в православии для воспитанных в православном вероучении, — то покаяние у баптистов для воспитанных в протестантском вероучении.
"Как я рада тебя видеть, наконец-то ты пришел (пришла)!" — радостно-восторженные сестры окружают члена церкви, посещающего служения один-два раза в год. Сами знаете, когда: на Рождество и Пасху.
Это нормально, по-язычески. Грех не зайти в церковь в такие дни. Отсидим, отслушаем... А Создатель заметит, отметит, запомнит и поможет, защитит. Должен помочь, ведь я старался, зашел. "Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие — Богу" (Мф. 22:21). В данном случае кесарь — это "я".
"Мы, нижеподписавшиеся..." — такими канцелярскими словами, моментально навевающими бюрократическую скуку, начинаются различные деловые бумаги: акты, протоколы, договоры, соглашения. И в конце документа обязательно должна стоять подпись тех, кто в самом начале написал эти слова.
Всякий здравомыслящий человек, прежде чем поставить где-то свою подпись, внимательно прочтет текст и уж только потом завизирует бумагу. Как часто росчерк пера может стать роковым или, наоборот, счастливым!
Подпись, гарантия договора, всегда имела большое значение.
Человек, подчас легкомысленно, заключает с Богом завет, а потом отказывается, отступает, забывает. Но он не знает, какие духовные механизмы запустил, привел в движение.
* * *
Изящными движениями поправляя локон и одновременно придерживая чашечку кофе, моя собеседница сообщила с легким налетом гордости:
— Вот дочку сводила в церковь, окрестила ее...
— Зачем?
— Для охраны, чтобы как-то защитить от болезней, несчастий и злых людей.
— Ты заставила дочь подписать соглашение, которое она не прочитала, не поняла, не может и не хочет выполнять.
Не бывает ли так и у нас, когда наши дети каются и заключают завет с Богом, чтобы стать, как все (уже все сверстники — члены церкви, пора и мне), чтобы уйти из воскресной школы и посещать молодежные собрания (я уже взрослый, уже покаялся!), чтобы жениться.
Мы легко относимся к обещаниям и обязательствам, которые берем на себя, но строго спрашиваем с других.
Мы несем ответственность перед людьми и Богом за наше служение, рукоположение, за наше согласие, помазание.
Безусловно, правы родители, приводящие детей в дом молитвы. Должна быть в детстве и воскресная школа, и стихи на рождественском утреннике, и правильное поведение, и благочестивая речь. Но должно быть еще и то, что поднимет молодого человека над обрядами, традициями и правилами, позволит ему увидеть истину: без рождения свыше все прочее не имеет никакого смысла. В этом — переживания и молитвы родителей, их стремления в воспитании и созидании потомства.
* * *
Как-то теплым летним вечером, прогуливаясь вдоль озера, я услышала позади трель велосипедного звонка. Отступила в сторону, чтобы пропустить велосипедиста, и тут узнала девушку, несколько лет назад бывшую членом одной довольно строгой общины, но уже давно переставшей ее посещать. Причиной разрыва послужил так называемый гражданский брак с неверующим молодым человеком. Поздоровались, разговорились, вспомнили общих знакомых, обсудили перемены. Речь зашла о разности в обычаях наших церквей.
— Нет, у вас все слишком свободно, так нельзя. Вы позволяете себе и украшения носить, и прически делать, и одеваться не по-христиански. Если я и вернусь в церковь, то только в свою. Там все строго и благочинно. Это же дом Божий! Как можно туда в брюках женщине прийти?! Или без косынки?
Действительно, как? Бывает, человек ошибается (лучше назвать грех ошибкой, правда же?), отпадает, но веру-то в душе хранит! Принципы-то помнит: нельзя без косынки! Блуд блудом, а традиции надо чтить.
Загорелая, молодая, с откинутыми за спину длинными распущенными волосами, в коротеньких джинсовых шортиках и крошечной маечке на тонюсеньких бретельках, она вновь уселась на велосипед. Прощально просигналила и умчалась в тень старых деревьев, разросшихся у самой воды.
А я подумала, что услышала еще один постулат языческого сознания: Бог видит нас лишь в храме. Поэтому надо одеваться, как "прилично святым" (Тит 2:3), а поведение за пределами — это наше дело.
* * *
Бог отдельно, мы отдельно — такая позиция низводит Творца Вселенной до уровня божков и идолов. Он должен быть рад, что мы пришли, покаялись, даже приняли причастие, уделили из своего плотного графика время и Ему. И будем ждать благословения и защиты. А собственно, от Него больше ничего и не надо — только, чтобы все было ХОРОШО. В этом трагедия узнавших истину, но не познавших ее, не вкусивших дара небесного. И глубинное значение слов Екклесиаста откроется для них во всей полноте в вечности: "Кто умножает познания — умножает скорбь" (Еккл. 1:18).
Ссылка на источник материала:
http://www.slovo.org/ru/resursyi/statyi/tragediya-uznavshikh-istinu